ИЗ
ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ МУРОМСКОЙ ОКРУГИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
н.э.
Древним
населением Муромского края была мурома
- одно из племенных образований
поволжско-финской языковой группировки.
В состав последней кроме того входили
мордва, марийцы (черемиса) и меря.
Этническая территория муромы охватывала
бассейн нижнего течения Оки, о чем
сообщает русская летопись: «А по Оце
реце, где втечеть в Волгу, мурома язык
свой...»
История
муромы довольно обстоятельно изучена
археологами. Исследованные археологическими
раскопками грунтовые могильники муромы
- Пятницкий и Муромский на территории
города Мурома, Подболотьевский и
Максимовский в его окрестностях,
Малышевский и Молотицкий на р. Ушне,
Чулковский, Перемиловский, Корниловский,
Урвановский и Ниже-Верейский на
Правобережье Оки, а также Холуйский и
Кочкин-ский, расположенные на левых
притоках нижней Клязьмы - Тезе и Лух,
дали весьма многочисленные и интереснейшие
материалы для восстановления истории,
культуры, быта и экономики муромы во
второй половине I тыс.
н.э. Изучались археологами и синхронные
могильникам поселения.
Умерших
хоронили по обряду трупоположения в
прямоугольных могильных ямах головой
к северу. Меридианальное положение
умерших было характерно для всего
финно-угорского мира. Муромские женщины
погребались с полным набором украшений
- от головного убора до обуви. Для мужских
захоронений характерны орудия труда
(ножи, топоры-кельты, пешни, серпы),
предметы вооружения (наконечники стрел
или копий, крайне редко - мечи) и наборы
для высекания огня (кресала, кремни,
фитильные трубочки).
Этнически
определяющим для муромы является
своеобразное женское убранство -головной
убор, пояс и обувь. Головной убор включал
неизвестные другим финноязычным племенам
дугообразные жгуты, охватывающие голову
от лба к затылку и изготавливаемые из
конского волоса, льняных или шерстяных
нитей, и ременные налобные венчики,
застегиваемые металлической пряжкой
на темени. Жгуты и головные ремни
украшались бронзовыми колечками или
пронизками, обвивались бронзовыми
спиральками. Головные украшения
дополнялись накосниками, состоящими
из вплетенных в косу тонких ремешков с
нанизанными на них цилиндрическими
пронизками, спиралями, обоймицами. Внизу
к ремешкам прикреплялись бронзовые
бутыловидные привески или пирамидальные
колокольчики. С IX в. получили распространение
еще спинные подвески в виде коромысла
с шумящими привесками.
Муромские
женщины носили кожаные пояса, нередко
богато украшенные металлическими
накладками, обоймами и наконечниками,
У соседних племен такие пояса были
принадлежностью мужского костюма.
Спереди пояса застегивались большими
ажурными пряжками-бляхами, снабженными
шумящими привесками.
Женская
кожаная обувь муромы обычно украшалась
металлическими пронизками, обоймицами,
различными бляшками, а также литыми
прямоугольными или умбоновид-ными
подвесками, снабженными еще шумящими
привесками.
Шейные
украшения состояли из дротовых или
пластинчатых гривн и ожерелий из пастовых
бус и шумящих привесок. Распространенным
нагрудным украшением были крупные
пластинчатые бляхи с треугольными
прорезями и дверцами, а также шумящие
привески разных типов. Трапециевидные
и бутылевидные привески нашивались на
рукава, подол одежды, На руках носили
спиральные, дротовые или пластинчатые
браслеты и спиральные перстни.
В
научной литературе утвердилось мнение,
согласно которому до начала 2 тыс. н.э.
в нижнеокских землях безраздельно
господствовала мурома, а затем здесь
расселились славяне, которые принесли
новую культуру, в том числе курганный
обряд погребения. К такому выводу пришел
уже В.А. Городцов, раскопавший в 1910 г.
260 погребений в Под-болотьевском
могильнике. Он полагал, что расселившиеся
в XI в. в Муромском крае славяне частично
вытеснили, частично ассимилировали
мурому. Е.А. Горюнова, активно исследовавшая
древности муромы в 40-50-х гг., также
утверждала, что славяне появились в
Муромской земле не ранее начала XI в. Эту
точку зрения отстаивали Н.Н. Воронин,
Л.А. Голубева, Е.А. Рябинин и другие.
В
настоящее время от такого мнения следует
отказаться. История населения Муромского
края во второй половинеI тыс.
н.э. была более сложной, чем это
представлялось ранее.
Уже
в конце VI - начале VII в. Нижнеокский
регион, заселенный муромой, оказался
затронутым миграционной волной, шедшей
из Среднего Поднепровья. Пришлое
население, очевидно, влилось в местную
среду и хоронило умерших на общих
кладбищах. Наиболее яркими следами
инфильтрации нового населения в среду
окских финнов являются находки фибул.
Это, прежде всего, крестообразные фибулы
окского типа. Они обнаружены в могильниках
муромы - Подболотьевском, Малыше веком,
Кочкинском, Холуйском, Хотимльском и
Безвод-нинском, в рязанско-окских
могильниках - Борковском, Кузьминском,
Курманском, Дубровском, Польновском,
Старо-Кадомском и на других памятниках.
О расселении нового населения на нижней
Оке свидетельствует и появление в
могильниках муромы наряду с меридианальными
трупоположений с широтной ориентацией.
Среднеднепровские переселенцы принесли
в Муромский край и ряд других вещей
(двухпластинчатые фибулы, поясные пряжки
и накладки геральдической формы и др.).
Среднеднепровское
население, расселившееся на нижней Оке,
было неоднородно в этническом отношении,
что весьма характерно для эпохи «великого
переселения народов» и начала средневековой
поры. Среди переселенцев были и славяне,
о чем достоверно свидетельствуют находки
типичных для славян-антов пальчатых
фибул в захоронениях Подболотьевского
и Кузьминского могильников.
Около
середины I тыс. н.э.
в Верхнем Поднепровье и Подвинье
складывается крупный массив населения,
оставившего тушемлинско-банцеровскую
культуру. Характерным женским украшением
этого населения были проволочные
височные кольца большого диаметра с
сомкнутыми или заходящими концами,
именуемые археологами браслетообразными.
На востоке ареал этих украшений охватывал
и западные районы Волго-Окского междуречья
(позднедьяковская культура). Поскольку
ношение височных колец не было свойственно
ни одному из раннесредневековых племенных
образований финно-угров и балтов, не
затронутых славянским влиянием, есть
все основания считать рассматриваемый
массив населений как одну из крупных
диалектно-племенных группировок славян
последнего периода праславянского
языкового состояния.
Начиная
с VI в. это славянское население постепенно
распространялось в восточном направлении
в среде части поволжско-финских племен.
Основным индикатором славянского
проникновения здесь являются
браслетообразные височные кольца. В
нижнеокских землях они появляются в
VII в. Так, согласно данным последних
раскопок Шатрищенско-го могильника,
захоронения с браслетообразными
височными кольцами относятся ко второй
половине VII - началу VIII в. Таких погребений
здесь девять, из которых шесть имеют не
свойственную финно-угорскому миру
широтную ориентацию,
Браслетообразные
височные кольца встречены в Подболотьевском,
Малышевском, Максимовском, Кочкинском,
Чулковском могильниках муромы, а также
на ее поселениях. Планиграфический
анализ погребений Подболотьевского
могильника показывает, что вместе с
распространением браслетообразных
височных колец в Муромском крае появляется
и обряд трупосожжения, весьма характерный
для славянского мира языческого времени.
Первоначально
браслетообразные височные кольца носили
славянские переселенцы, но в условиях
совместного проживания очень скоро и
муромские женщины стали украшаться
подобными кольцами. Но последние были
своеобразными - концы их оформлялись в
виде крючка и щитка с отверстием
(браслетообразные щитковоконечные
кольца), подобно распространенным в
Среднем Поволжье шейным гривнам. Судя
по материалам Малышевского могильника,
браслетообразные щитковоконечные
височные кольца появляются еще
в VII-VIII вв.,
но их широкое распространение приходится
на IX - начало XI в.
В VIII-IX вв.
в Муромской земле наблюдается приток
славян из другой группировки, которыми
были привнесены сюда лунничные височные
кольца.
Таким
образом, в VII-X вв.
в Муромской земле имел место
славяно-муромский симбиоз. На одних и
тех же поселениях проживали и мурома и
славяне, которые хоронили умерших на
общих могильниках. Среди керамического
материала выделяются и собственно
муромские, и славянские, и гибридные
формы глиняной посуды. В условиях
территориального смешения протекал
процесс славянизации аборигенного
населения. К началу XI в. этот процесс
завершился - муромские могильники
прекращают функционирование. В
исторических событиях X и последующих
столетий мурома уже не участвует.
В
окрестностях г. Мурома выявляется
сгусток находок скандинавского
происхождения (Чаадаевское городище,
где по преданию находился Старый Муром,
Подболотьев-ский могильник, Тумовское
селище), датируемых X - началом XI в. Это
- явное свидетельство активности
скандинавско-древнерусских контактов.
В таких условиях происходило становление
Мурома - одного из древнейших русских
городов. Его раскопками установлено,
что уже по крайней мере во второй половине
X в. это было древнерусское поселение с
городской застройкой.